Татарская пословица

"Если золото упадет в грязь, оно не станет из-за этого медью ", татарская пословица

13/01/2015

Конь в верованиях народа Саха

Материал предоставлен Изабеллой Иннокентьевной Эляковой, Саха Якутия.

Егоров Максим Егорович
                      Максим Егоров внук потомственных коневодов семьи Егорова Егора Янсоновича. Учится в 8-м классе в одном из отдаленных школах сельтской местности.
                      Он с малых лет интересуется лошадьми. Каждую весну, когда потеплеет, с дедушкой выезжают на запряженных в сани лошадях, на конебазу, которая находится в 10 км от села.
                      С 3-го класса начал участвовать в научно-практической конференции «Шаг в будущее» под руководством бабушки, учительницы начальных классов. Первая тема была: «Якутская лошадь – источник, дарующий здоровье и долголетие».
В 4 – м классе тема доклада: «Якутская лошадь – ходячий лекарь».

Тема в 7 – м классе: «Роль якутской лошади в жизни народа Саха».

В этом году предметом исследования стала уникальность якутской лошади.

Тема доклада: «Уникальное живое создание – якутская лошадь»
________________________________________________________________________

                                                                              Егоров Максим 14 лет Республика Саха (Якутия)
                       Когда речь заходит о богатстве нашей северной родины, то первые ассоциации возникают лишь об алмазах, золоте или пушнине Якутии. Но истинным древним богатством якутского края было и остается уникальное живое создание - якутская лошадь. В суровых условиях северной зимы наши предки основную надежду на благополучную жизнь связывали именно с лошадью, недаром называя ее Божественным даром Джесегея.
             Якутская лошадь – одна из древнейших пород в мире и имеет центрально-азиатское происхождение. Когда исторические процессы привели наших предков в нынешнюю территорию Якутии, они сумели приспособить свои породы лошадей к суровым климатическим условиям вплоть до Северного Полярного круга. Народ Саха сумел сохранить практически в первозданном виде тысячелетние культурные традиции, связанные с коневодством.
             Якутская лошадь является нашим национальным богатством и гордостью, недаром в центре государственного герба Республики Саха (Якутия) изображен древний человек на коне со знаменем с наскальных рисунков реки Лены.
                        Корни якутской аборигенной лошади уходят вглубь веков, и она по праву относится к древнейшим породам. Это единственная в мире порода, которая произошла от диких белых тундровых лошадей и не вымерла, как мамонт или носорог, а сохранилась до наших дней
              По данным археологических раскопок, лошадь обитала на территории Якутии еще в плейстоценовый период около 35-37 тысяч лет назад вместе с мамонтами, бизонами и саблезубыми тиграми.
Люди каменного века запечатлели древнюю лошадь в наскальных рисунках в долине реки Лены. Конь изображен вертикальной слегка наклонной книзу, гладкой плоскости большого утеса и выполнено красной краской. Голова коня небольшая, короткая, очерченная одной плавной и сильно-выпукло-кривой линией-«горбоносая», с мягко очерченным ртом, верхняя губа значительно длиннее и больше нижней. Шея очень короткая и крутая, с резко подчеркнутым выступом грудных мышц. Поражают огромные размеры изображения – длина его 2,8 м.


               Конь у народа Саха является священным животным небесного происхождения. Его огромная роль в хозяйстве, культуре и быте отразилась в традиционных верованиях и эпосе. В фольклорно – мировоззренческой традиции образа коня и его покровителя Джесегей Айыы (Дьөһөгөй Айыы) занимают центральное место. По мнению специалистов, культ коня среди тюркоязычных народов лучше всего представлен у якутов. В эпосе встречаются мотивы, из которых следует, что земля возникла от
божественной лошади: «Изначальная мать – земля с самого начала, словно быстрая лошадь, прославленная и возвеличенная, образовалась – сотворилась».


                У народа Саха есть миф, где Вселенная представлена в образе лошади. Голова и шея – это Верхний мир, хвост – Нижний мир, а ноги лошади – это четыре стороны света.
                В прошлом многие коневодческие народы юга Евразии – европейских степей, юго-западной Сибири, севера Казахстана, Алтая, Тувы, Бурятии и Якутии устанавливали поблизости от своих жилищ специальные столбы для привязывания лошадей. Коновязи у якутов, бурят и монголов носят общее название «сэргэ». Являясь неотъемлемой частью народного быта, сэргэ до наших дней считается у якутов одним из самых уважаемых и почитаемых предметов – символов. Коновязные столбы устанавливались не только с практической целью, но для проведения различных обрядов как, например, в честь проведения национального праздника «ысыах», в честь поступления в семье девушки невестки. Считалось, коновязь обладает магическими свойствами и приносит счастье и удачу. Также защищает от злых духов.
                 Образ коня - прародительницы коневодческого народа всегда присутствовал в родильной обрядности. Во время родин с первым криком новорожденного одному из детей приказывали: «Иди, придержи поводья Айыысыт!». Тот выскакивал во двор и трижды против солнца обегал коновязь. На послеродильном женском обряде «Проводы Айыысыт» этот ребенок аналогично, но по солнцу, обегал коновязь, «отвязывая поводья приезжавшей богини деторождения».
                 В традиционной культуре Саха центральное место занимает праздник «Ысыах», проводившийся в дни летнего солнцестояния. Праздник был направлен на приумножение табунов коней, стад коров и многодетность семей. В легенде говорится, что, когда служитель культа «айыы» по имени Эргис проводил ысыах, на середине неба появилось белое облако, из которого показался бог лошадей Джесегей в образе белого жеребца и громко зоржал. После этого выпал дождь – дождь благополучия и богатства.
                 Сохранившиеся до наших дней традиции – на летнем празднике «Ысыах», победившим в национальных играх вручают приз «Мүһэ» (голень кобылы). Ну и конечно, ни одно якутское священнодействие, ни один ысыах с древнейших времен по настоящее время не проходит без лошадиных скачек, кумыса, сэргэ и волос из лошадиной гривы (дэйбиир – махалка от комаров), которые используют для различных обрядов…
                 Белый конь – главный бог. Джесегей Айыы– бог покровитель конного, рогатого скота, которые являются с древних времен и до сих пор для народа саха источником силы духа и веры в будущее.  (В рисунке знак Джесегей Айыы)







                 О древности коневодства напоминает нам и якутский календарь. Один из месяцев в году в якутском календаре называется «Кулун тутар» (март), что в переводе означает «поимки жеребят».                                                                                                                                                         Таким образом, лошадь у якутов является священным животным и играет большую роль во многих ритуалах.
Разведение лошадей якутской породы было основным занятием якутов с давних времен. Об этом известно со времен появления первых русских людей на Лене, то есть с первой половины XVII века.

                  Якутская лошадь, выведенная методом народной селекции, в 1987 году утверждена как самостоятельная порода.

                  В настоящее время в республике Якутия сформированы три типа якутских лошадей:

                         o северный оригинальный тип якутских лошадей (среднеколымская, верхоянская лошадь);
                         o южный, более мелкий тип, не подвергавшийся скрещиванию с заводскими породами; южный крупный тип, отклоняющийся в сторону заводских пород, использованных для улучшения местной якутской лошади.
                         o «Мегежекская» порода 2011 год (Нюрба)
                   Уникальность якутских лошадей состоит в том, что они постоянно находятся под открытым небом на подножном корму, даже суровой зимой добывая себе пропитание способом тебеневки. Однако в течение длительного зимнего периода якуты подкармливают табуны сеном, особенно молодняк, жеребых, дойных кобыл и упряжных коней, содержащихся в загонах, защищенных от холодного ветра местностях.
                   Основной структурной единицей табуна якутских лошадей является косяк, возглавляемый жеребцом. В старину якуты держали «вожака-жеребца» и «матерь кобылицу».

                   Народ Саха - древнейшие коневоды, и, словно в подтверждение этих слов, сохраняется исключительная любовь к лошади у народа Саха и отражается вся история якутов, многовековая борьба за выживание в условиях сурового Севера.Они многие века питаются деликатесными мясными продуктами якутской лошади, богатыми витаминами, высокоценными лекгоплавкими жирами. Недаром, якуты до 1971 года занимали четвертое место по долголетию.

                    Мясо якутской лошади обладает высоким содержанием йода, близким по показателям к растительному числу. Это объясняется тем, что лошади питаются и добывают траву под снегом, в результате чего она сохраняет все растительные жиры и углеводы